ОП ДО МБДОУ детского сада с. Нечаевка

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................4
1.1.Обязательная часть основной образовательной программы........................4
1.1.1. Пояснительная записка...................................................................................4
1.1.1.1. Цели и задачи реализации Программы......................................................4
1.1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы..............................4
1.1.1.3. Основные подходы к формированию Программы..................................4
1.1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного
возраста.................................................................................................................................4
1.1.1.5. Планируемые результаты освоения программы......................................4
1.1.1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов..4
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.................4
1.2.1. Цели и задачи реализации приоритетного направления ............................4
1.2.2. Принципы формирования приоритетного направления.............................4
1.2.3. Планируемые результаты освоения приоритетного направления............4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ...........................................................................5
2.1. Обязательная часть основной образовательной Программы........................5
2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях, с учѐтом «Федеральной образовательной программы дошкольного
образования» .......................................................................................................................5
2.1.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов...........................................5
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик..................................................................................................................................5
2.1.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.........................5
2.1.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников .....................................................................................................................5
2.1.6. Описание направлений, задач, содержания коррекционно-развивающей
работы (далее КРР) .............................................................................................................5
2.1.7. Федеральная рабочая программа воспитания, цели и задачи...................5
2.1.7.1. Направления воспитания ............................................................................5
2.1.7.2.Содержательный раздел Программы воспитания......................................5
2.1.7.2.1. Уклад образовательной организации......................................................5
2.1.7.2.2. Воспитывающая среда образовательной организации (далее ОО).....7
2.2.7.2.3. Общности ОО.............................................................................................8
2.2.7.2.4. Задачи воспитания ....................................................................................9
2.2.7.2.5. Формы совместной деятельности в ДОО...............................................9
2.2.7.2.5.1. Работа с родителями (законными представителями)........................9
2.2.7.2.5.2. События образовательной организации..............................................9
2.2.7.2.5.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях.................9
2.2.7.2.5.4. Организация предметно-пространственной среды............................9
2.2.7.2.5.5. Социальное партнерство........................................................................9
2.1.7.3.Организационный раздел Программы воспитания.................................10
2.1.7.3.1. Кадровое обеспечение.............................................................................10
2

2.1.7.3.2. Нормативно-методическое обеспечение...............................................11
2.1.7.3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей........11
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений..............11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.....................................................................16
3.1. Обязательная часть основной образовательной Программы.....................16
3.1.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы................16
3.1.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды ..................................................................................................................................16
3.1.3. Описание материально-технического обеспечения Программы ...........16
3.1.4. Перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных
произведений для реализации .........................................................................................16
3.1.5. Кадровые условия реализации Программы...............................................16
3.1.6. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах..............16
3.1.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий........16
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений..............16
3.2.1. Описание материально-технических условий реализации приоритетного
направления по социально-коммуникативному развитию...........................................16
3.2.2.
Описание
учебно-методического
обеспечения
приоритетного
направления по социально-коммуникативному развитию...........................................16
3.2.3. Описание особенностей организации и режима работы по социальнокоммуникативному развитию...........................................................................................17
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ........................................................................18
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Обязательная часть образовательной программы ДОО
(далее Программы)
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п.14.1 и 14.2 стр. 7-8).
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п.14.3., стр.8 - 9.).
1.1.3. Основные подходы к формированию Программы (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п.1- 12., стр.5-7.).
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного
возраста. 1(Приложение № 1)
1.1.5. Планируемые результаты освоения программы (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п. 15, 15.1, 15.2, 15.3, стр.919.)
1.1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
(Приложение № 2) 2(см. Федеральную образовательную программу дошкольного
образования, п. 16, 16.1-16.10, стр. 19-22).
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражает
наличие приоритетного направления: социально-коммуникативное развитие.
Приоритетное направление по социально-коммуникативному развитию
реализуется в МБДОУ детском саду с. Нечаевка
на основе парциальной
образовательной
программы
дошкольного
образования
по
социальнокоммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра»
Коломийченко Л. В., 2015г. и методических пособий: «Дорогою добра» занятия для
детей 3-5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет под редакцией Коломийченко Л. В., Чугаевой Г.
И., Юговой Л. И., 2016г.
1.2.1. Цели и задачи реализации приоритетного направления (см. Дорогою
добра: Концепция и программа социально-коммуникативного воспитания
дошкольников. Коломийченко Л. В., стр. 16 - 25).
1.2.2. Принципы формирования приоритетного направления (см. Дорогою
добра: Концепция и программа социально-коммуникативного воспитания
дошкольников. Коломийченко Л. В., стр. 13 - 15).
1.2.3. Планируемые результаты освоения приоритетного направления. (см.
Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного воспитания
дошкольников. Коломийченко Л. В., стр. 106 - 157).

1

Приложение «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста»

2

Приложение «Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов»

4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Обязательная часть основной образовательной программы
2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях, с учѐтом «Федеральной образовательной программы дошкольного
образования» (см. Федеральную образовательную программу дошкольного
образования, п. 17, 18, 19, 20, 21, 22; стр. 22-131).
2.1.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п. 23, 23.1- 23.12; стр.131135.).
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования,
п. 24, 24.1- 24.22; стр.135-139.). (Приложение № 3) 3
2.1.4. Способы и направления поддержки детской инициативы (см.
Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 25, 25.125.8; стр.139-143.).
2.1.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников (см. Федеральную образовательную программу дошкольного
образования, п. 26, 26.1- 26.11; стр.143-146.). (Приложение № 4)4
2.1.6. Описание направлений, задач, содержания коррекционно-развивающей
работы (далее КРР) (см. Федеральную образовательную программу дошкольного
образования, п. 27 - 28 стр.146-152.).
2.1.7. Федеральная рабочая программа воспитания, цели и задачи. (см.
Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 29.1, 29.2.1
стр.152-154.).
2.1.7.1. Направления воспитания (см. Федеральную образовательную
программу дошкольного образования, п. 29.2.2 - 29.2.2.7; стр.154-157.).
2.1.7.2.Содержательный раздел Программы воспитания
2.1.7.2.1. Уклад образовательной организации.
Процесс воспитания в ДОО основывается на общепедагогических принципах,
изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (см. ФГОС ДО в ред. Приказов
Минпросфещения РФ от 21.01.2019г. № 31, от 08.11.2022г. № 955 Раздел I, пункт
1.2.)
МБДОУ детский сад с. Нечаевка с многолетней историей, и в тоже время
современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором
сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к
современному и инновационному будущему.
МБДОУ детский сад с. Нечаевка расположен в сельской местности. Жилые
массивы состоят из частных домов. Детский сад расположен вдали от
промышленной зоны. Вблизи расположено муниципальное бюджетное
3
4

Приложение «Особенности образоватеольной деятельности»
Приложение «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников»

5

образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Нечаевка (далее
МБОУ СОШ с. Нечаевка), недалеко
филиал муниципального бюджетного
учреждения культуры межпоселенческий районный дом культуры в с. Нечаевка
(далее филиал МБУК МЦ РДК в с. Нечаевка) и муниципальное бюджетное
учреждение культуры «Мокшанская межпоселенческая центральная районная
библиотека» библиотека с. Нечаевка (далее МБУК «Мокшанская МЦРБ»
библиотека с. Нечаевка), что позволяет привлечь их в рамках социальнопедагогического партнѐрства по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся.
Основные традиции воспитательного процесса в нашей дошкольной
образовательной организации (далее ДОО):
- Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего
детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных
возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их
взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со
старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских
отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это
дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.
- Детская художественная литература и народное творчество традиционно
рассматриваются педагогами ДОО в качестве наиболее доступных и действенных в
воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности
дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными
установками.
- Воспитатели и специалисты ДОО ориентированы на организацию
разнообразных форм детских сообществ. Это кружки, творческие студии,
лаборатории, детско-взрослые сообщества и др. Данные сообщества обеспечивают
полноценный опыт социализации детей.
- Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий.
В ДОО существует практика создания творческих групп педагогов, которые
оказывают консультационную, информационную и технологическую поддержку
своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.
- В детском саду создана система методического сопровождения
педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями
образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для
обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая
инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем
качества воспитательной работы.
- Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников
к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи,
которые систематически организуются в каждой группе дошкольного учреждения.
Музейная педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая
исторической и художественной значимостью.
- Воспитательный процесс в ДОО выстраивается с учетом концепции духовно
- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включающей в
себя: национальный воспитательный, базовые национальные ценности, социальная
солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные
российские религии, искусство и литература, нравственный выбор, смысл жизни,
эстетическое развитие, этическое развитие; природа, духовно-нравственное
6

развитие и духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
Уклад учитывает:
- традиции и ценности региона, района, села;
- традиции и интересы семей воспитанников;
формирование
у
детей
ценностей
воспитания
(патриотизм,
гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и
творчество, искусство и литература, природа) через разные формы взаимодействия
участников образовательных отношений.
2.1.7.2.2. Воспитывающая среда образовательной организации (далее ОО)
Воспитывающая среда — это пространство, в рамках которого происходит
процесс воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами
воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и
практиками.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в Укладе
ДОО. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее
насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда строится по четырем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду,
насыщая ее ценностями и смыслами;
- «от взрослого», который сам является образцом для окружающих (внешний
вид, поведение, культура общения, речь и др.)
- «от взаимодействия ребенка и взрослого»: воспитывающая среда,
направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и
ценности воспитания (сигнальные знаки, схемы, картинки, музыкальные сигналы)
- «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно
творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и
смыслы, заложенные взрослым.
Конструирование воспитательной среды ДОО строится на основе следующих
элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности, уклад,
воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих
категорий обеспечивает ценность содержания и имеет свое наполнение для решения
задач воспитания и становления личности ребенка.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО (см. ФГОС ДО п 2.7.). Все виды детской
деятельности опосредованы разными типами активностей:
- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с родителями (законными представителями), воспитателями,
сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого
и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе
усвоенных ценностей).
Коллектив ДОУ прилагает усилия, чтобы детский сад представлял для детей
среду, в которой будет возможным приблизить учебно-воспитательные ситуации к
7

реалиям детской жизни, научит ребенка действовать и общаться в ситуациях,
приближенных к жизни.
В группах имеются центры патриотического воспитания, в которых находится
материал по ознакомлению с селом, районом, городом, страной, государственной
символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнить
знания.
2.2.7.2.3. Общности ОО
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми,
основанной на разделяемых всеми еѐ участниками ценностных основаниях,
определяющих цели совместной деятельности.
В ДОО выделяются следующие общности:
- педагог – дети,
- родители (законные представители) – ребенок (дети),
- педагог – родители (законные представители).
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности,
которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
К профессиональным общностям в ДОО относятся:
- педагогический совет;
- творческая группа;
- психолого-педагогический консилиум.
Педагоги-участники общности, придерживаются следующих принципов:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость сверстникам, побуждать детей заболевшему товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность);
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие
ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в
ДОО.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без
8

совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для
его оптимального и полноценного развития и воспитания.
К профессионально-родительским общностям в ДОО относятся:
- родительский комитет;
- родительское собрание.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение
к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и
смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой
связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет
обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
К детско-взрослой общности в ДОУ относятся эколята.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению
дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок
впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения,
качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и
его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским
взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и
умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим
поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия
ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в
отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и
образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Организация
жизнедеятельности
детей
дошкольного
возраста
в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
2.2.7.2.4. Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения
ребенка в детском саду: во время занятий, режимных процессов, совместной
деятельности с детьми и индивидуальной работы. (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п. 29.3.4., стр.161-163.).
2.2.7.2.5. Формы совместной деятельности в ДОО.
2.2.7.2.5.1. Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
9

возраста строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех
субъектов социокультурного окружения ДОО. Виды и формы деятельности по
организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей),
используемые в ДОО в процессе воспитательной работы описаны в Приложении №
5.5
2.2.7.2.5.2. События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживаний той или иной ценности. Событийным может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
2.2.7.2.5.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей
формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению
ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего
времени пребывания ребенка в ДОО.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных
ситуациях в ДОО можно относятся:
- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
- социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов
наизусть;
- разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки;
- рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
- организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное);
- экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие);
- демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный
контакт, похвала, поощряющий взгляд).
2.2.7.2.5.4. Организация предметно-пространственной среды.
(см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.
29.3.6., стр.165.).
2.2.7.2.5.5. Социальное партнерство.
(см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.
29.3.7., стр.165.).
2.1.7.3.Организационный раздел Программы воспитания.
2.1.7.3.1. Кадровое обеспечение.
5

Приложение "Календарный план воспитательной работы"

10

Цели и задачи Программы воспитания реализуют все педагогические
работники МБДОУ:
-Воспитатели;
-Музыкальный руководитель;
-Инструктор по физической культуре.
Ответственными за то или иное мероприятие могут быть как представители
администрации, так и педагоги МБДОУ детский сад с. Нечаевка.
Ответственные назначаются в соответствии с уровнем мероприятия:
-руководитель ДОУ – мероприятия, предполагающие участие родителей
(законных представителей) воспитанников, социальных партнеров, приглашенных
гостей;
-старший воспитатель, воспитатель – мероприятия, предполагающие участие
воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) одной или
нескольких возрастных групп;
-музыкальный руководитель – мероприятия, обеспечивающие реализацию
музыкальной деятельности воспитанников на любом уровне.
2.1.7.3.2. Нормативно-методическое обеспечение. (Приложение № 6)6
2.1.7.3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
(см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 29.4.3.,
стр.166 - 167.).
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Содержание работы по направлению социально-коммуникативного развития
планируется и проводится с использованием концепции и программы социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою
добра» под редакцией Л. В. Коломийченко, которая направлена на достижение
целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС
ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственноэтическая,
гендерная,
народная,
национальная,
этническая,
правовая,
конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми. Она является
компилятивной
(объединяющей
различные
разделы
воспитательнообразовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным
программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее
реализации).
С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах социальнокоммуникативного развития задачи в приоритетном направлении представлены по
разделам, а их дифференциация по возрастным периодам -в блочно-тематических
планах .
Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении
всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в разделах
«Человек среди людей « ,»Человек в истории « ,»Человек в культуре», «Человек в
своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам (см. таблицу № 1)
Таблица № 1

Раздел программы
«Человек среди людей»
6

Блоки раздела
«Я –человек: я -мальчик ,я –девочка»
«Мужчины и женщины»

Приложение "Нормативно-методическое обеспечение"

11

«Человек в историю»

«Человек в культуре»
«Человек в своем крае»

«Моя семья»
«Детский сад -мой второй дом»
«Появление и развитие человека на Земле»
«История семьи»
«История детского сада
«Родной город (село)»
«Родная страна»
«Моя Земля»
«Русская традиционная культура»
«Культура других народов»
«Родной край»

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется
доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями
психического и личностного развития детей .
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления
процесса приобщения детей к социальной культуре .Наличие разделов ,блоков и тем
способствует
системному
и
целенаправленному
блочно-тематическому
планированию процесса реализации программы .
Материал изложен в соответствии с основными закономерностями
психического развития ребенка ,со становлением его потребностей и интересов,
адекватных полу и возрасту, способов поведения, с возможностями отражения и
применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства
видах деятельности.
Технология реализации программы представлена блочно-тематическими
планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств,
методов и форм социального воспитания, оптимальное сочетание специфических
видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды.
Планирование по разделам программы
3 – 4 года
Месяц
Тема по разделам
1
2
3
Раздел «Человек среди людей»
Сентябрь Питание человека
Блок «Я – человек: я
– мальчик, я –
Человек среди людей
девочка»
Октябрь Мы такие разные
Настроение
Ноябрь
Транспорт и средство связи
Что такое хорошо и что такое плохо
Декабрь Разное настроение
Блок «Мужчины и
женщины»
Внешние различия мужчин и женщин
Январь
С кем я живу
Блок «Моя семья»
Забота о близких
Февраль Хорошо у нас в саду
Блок «Детский сад –
мой второй дом»
Кто о нас заботится
Март
Помещения детского сада
Раздел «Человек в культуре»
Жилище русского человека
Блок
«Русская
12

Апрель
Май

Русская кухня (2 занятия)
Домашние животные
Народное творчество

традиционная
культура»
4 – 5 лет

Месяц
Тема по разделам
1
2
Раздел «Человек среди людей»
Сентябрь Человек и его поступки
Мы растем
Настоящие мальчики и девочки
Октябрь Разное настроение
Этикет
Транспорт и средства связи
Ноябрь
Транспорт и средства связи
Правила безопасного поведения
Права и обязанности человека
Декабрь Труд «мужской» и «женский»
Внешние различия мужчин и женщин
Моя семья
Январь
Такие разные интересы
Этикет и взаимоотношения в семье
Семейные праздники
Февраль Кто работает в детском саду
Территория детского сада
Взаимоотношения между детьми
Раздел «Человек в истории»
Март

Как жили люди раньше

Апрель

Мой любимый город
Мы заботимся о родном городе
Наша страна – Россия

Раздел «Человек в культуре»
Жилище русского человека
Труд русских людей
Май
Человек и природа
Предметы крестьянского быта
Одежда русских людей
5 – 6 лет
Месяц
Тема по разделам
1
2
Раздел «Человек среди людей»
Сентябрь Чем похожи мальчики и девочки
Настроения и чувства
О настоящих мальчиках
13

3
Блок «Я – человек: я
– мальчик, я –
девочка»

Блок «Мужчины и
женщины»
Блок «Моя семья»

Блок «Детский сад –
мой второй дом»

Блок «Появление и
развитие человека на
Земле»
Блок «Родной город»
Блок
страна»

«Родная

Блок
«Русская
традиционная
культура»

3
Блок «Я – человек: я
– мальчик, я –
девочка»

Октябрь
Ноябрь

Декабрь

О настоящих девочках
Интересы и мечты
Об этикете
О красоте мужской и женской
Настоящий мужчина
Настоящая женщина
Труд «мужской» и «женский»
Родственники
Семейные праздники
Взаимоотношения и общение в семье
Дети и взрослые в детском саду

Раздел «Человек в истории»
Январь
История развития человека
Жилища человека
Развитие труда человека
Февраль Развитие транспортиа
Этикет, его история
Родословная

Блок «Мужчины и
женщины»
Блок «Моя семья»
Блок «Детский сад –
мой второй дом»
Блок «Появление и
развитие человека на
Земле»

История возникновения города
Март
Название городов и улиц
Достопримечательности города
История России
Защитники Отечества
Раздел «Человек в культуре»
Апрель
Устройство и украшение жилища
Подворье
Культура земледелия
Ремесло и рукоделие
Май
Одежда русского человека
Человек и природа
Русское народное творчество
Праздники русского народа
6 – 7 лет
Месяц
Тема по разделам
1
2
Раздел «Человек среди людей»
Сентябрь Возрастная линия
Этикет и его история
Правила безопасного поведения. Полезные и
вредные привычки
Настроением можно управлять
Достоинство и благородство
Октябрь О любви и дружбе
Профессии «мужские» и «женские»
14

Блок
«История
семьи»
Блок «Родной город»
Блок
страна»

«Родная

Блок
«Русская
традиционная
культура»

3
Блок «Я – человек: я
– мальчик, я –
девочка»

Блок «Мужчины и

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Спорт «мужской» и «женский»
Родственные связи
Близкие люди
Забота о доме
Чем занимаются в детском саду
Взаимосвязь труда взрослых в детском саду
Правила поведения
Раздел «Человек в истории»
Кто такой культурный человек
Как жили первобытные люди
Общение первобытных людей
Разные дома
Развитие труда
Изобретения и достижения человека
Права человека
Что такое семья
Родословная
История детского сада
Достопримечательности нашего города
Слава великих городов России
Крещение Руси
Славные люди России
Государственные символы
Жители России
Что такое планета Земля
Всемирные празники
Раздел «Человек в культуре»
Что такое культурное наследие. О русской
культуре
Жилища русских людей
Предметы быта и утварь
Труд людей в селе и городе
Одежда русских людей
Традиция русской семьи
Традиции и обряды в жизни русского народа
Во что верили русские люди
Традиционная русская кухня
Разнообразие рас
Культура разных народов
Общее и различное в культуре разных
народов
Раздел «Человек в своем крае»
Мой родной Пензенский край

15

женщины»
Блок «Моя семья»

Блок «Детский сад –
мой второй дом»

Блок «Появление и
развитие человека на
Земле»

Блок
«История
семьи»
Блок
«История
детского сада»
Блок «Родной город»
Блок
«Родная
страна»

Блок «Моя Земля»
Блок
«Русская
традиционная
культура»

Блок
«Культура
других народов»

Блок «Родной край»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Обязательная часть основной образовательной программы
3.1.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы (см.
Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 30; стр.167169.).
3.1.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.
31; стр.169-170.).
3.1.3. Описание материально-технического обеспечения Программы (см.
Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 32; 32.132.10; стр.170-172.). (Приложение № 7)7
3.1.4.
Перечень
литературных,
музыкальных,
художественных,
анимационных произведений для реализации Программы (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п.33; 33.1, 33.2; 33.3; 33.4;
стр.172-192.).
3.1.5. Кадровые условия реализации программы (см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п.34; 34.1 – 34.5; стр.192 –
193). (Приложение № 8) 8
3.1.6. Распорядок и /или режим дня (Приложение № 9) 9(см. Федеральную
образовательную программу дошкольного образования, п. 35; 35.1- 35.21; стр.193204).
3.1.7.
Федеральный календарный план воспитательной работы (см.
Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.36; стр. 205206). (Приложение № 10).10
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Описание материально-технических условий реализации приоритетного
направления по социально-коммуникативному развитию в Приложение № 11.11
3.2.2.
Описание
учебно-методического
обеспечения
приоритетного
направления по социально-коммуникативному развитию:
Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного
развития и социального воспитания дошкольников. Под редакцией Л. В.
Коломийченко, М.: ТЦ Сфера, 2015г.Пособие предназначено педагогам и
психологам ДОО, преподавателям педагогических вузов и колледжей, а также
родителям. В книге представлены концепция, программа и педагогическая
диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников. В концепции рассматриваются теоретические основы социальнокоммуникативного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО. В
программе представлены задачи социального воспитания по разным сферам
7

Приложение "Описание материально-технического обеспечения"
Приложение "Кадровое условия реализации Программы"
9
Приложение "Режим и/или распорядок дня"
10
Приложение "Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном
плане воспитательной работы в ДОО
11
Приложение "Описание материально-технических условий реализации приоритетного направления по
социально-коммуникативному развитию"
8

16

социально-коммуникативного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной,
поведенческой) и содержание работы педагога с детьми. Также даются показатели
социально-коммуникативного развития детей в разные возрастные периоды
дошкольного детства.
Методическое пособие: «Дорогою добра. Занятия для детей 3 – 5 лет, 5 – 6 лет,
6 – 7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию
под редакцией Л. В. Коломийченко – М.: ТЦ Сфера, 2016г. Методическое пособие
входит в учебно-методический комплект парциальной образовательной программы
дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и
социальному воспитанию «Дорогою добра». В данных книгах даются планирование
и занятия для младшей, средней, старшей и подготовительной групп ДОО по
программе «Дорогою добра», раскрываются психологические аспекты работы с
детьми 3 – 4 лет, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет, обеспечивающие их приобщение к
разным видам социальной культуры. Пособие предназначено педагогам и
психологам ДОО, преподавателям педагогических вузов и колледжей,
разработчикам инновационных проектов, а также родителям.
3.2.3. Описание особенностей организации и режима работы по социальнокоммуникативному развитию.
В ДОО работа с детьми дошкольного возраста по социальнокоммуникативному развитию организуется в форме занятий, развлечений и
народных праздников, а также в форме совместной деятельности педагогов с детьми
и в процессе самостоятельной деятельности детей. Эта работа организуется как в
первой, так во второй половине дня и в помещении ДОО и на прогулке.
К работе с детьми привлекаются родители (законные представители), а также
сотрудники иных предприятий и учреждений с. Нечаевка.

17

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Краткая презентация программы
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа
Программа ориентирована на развитие детей от 1 года 6 мес. до прекращения
образовательных отношений:
- раннего возраста (от 1г. 6 мес. до 3 лет);
- младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
- старший дошкольный возраст (от 5 до 7-8 лет)
Используемые образовательные программы
Обязательная часть программы составлена на основе «Федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Утверждена приказом
Министра просвещения Российской Федерации 25 ноября 2022 года № 1028).
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=los8jxubs83
97816425&index=1)
В части, формируемой участниками образовательных отношений по
приоритетному направлении ДОО используются материалы:
Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного
развития и социального воспитания дошкольников. Под редакцией Л. В.
Коломийченко, М.: ТЦ Сфера, 2015г. Пособие предназначено педагогам и
психологам ДОО, преподавателям педагогических вузов и колледжей, а также
родителям. В книге представлены концепция, программа и педагогическая
диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников. В концепции рассматриваются теоретические основы социальнокоммуникативного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО. В
программе представлены задачи социального воспитания по разным сферам
социально-коммуникативного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной,
поведенческой) и содержание работы педагога с детьми. Также даются показатели
социально-коммуникативного развития детей в разные возрастные периоды
дошкольного детства.
Методическое пособие: «Дорогою добра. Занятия для детей 3 – 5 лет, 5 – 6 лет,
6 – 7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию
под редакцией Л. В. Коломийченко – М.: ТЦ Сфера, 2016г. Методическое пособие
входит в учебно-методический комплект парциальной образовательной программы
дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и
социальному воспитанию «Дорогою добра». В данных книгах даются планирование
и занятия для младшей, средней, старшей и подготовительной групп ДОО по
программе «Дорогою добра», раскрываются психологические аспекты работы с
детьми 3 – 4 лет, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет, обеспечивающие их приобщение к
разным видам социальной культуры. Пособие предназначено педагогам и
психологам ДОО, преподавателям педагогических вузов и колледжей,
разработчикам инновационных проектов, а также родителям.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Взаимодействие педагогического коллектива МБДОУ с семьями детей
строится на принципах:
- тесное сотрудничество с семьѐй по вопросам развития ребѐнка;
18

- оказание семьям консультативной психолого-педагогической поддержки в
воспитании, обучении и развитии ребѐнка;
- открытость ДОО, обеспечивающая активное участие родителей (законных
представителей) в педагогическом процессе группы, ДОО;
- осознание родителями (законными представителями) и педагогами важности
полноценного проживания ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей в ДОО и семье к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства.
Педагоги используют интерактивные формы взаимодействия с родителями:
«круглые столы», тренинги, дискуссии, практические занятия-консультации,
индивидуальные беседы и разговоры, тестирование и анкетирование родителей
(законных представителей), проведение совместных мероприятий педагогов с
детьми и родителями (законными представителями), «картотека общих дел» и др.
В детском саду ежеквартально проводятся Дни открытых дверей для
родителей (законных представителей) воспитанников ДОО.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД С. НЕЧАЕВКА, Степанова Татьяна
Владимировна, Заведующий

05.02.24 11:19 (MSK)

19

Сертификат 0B5EF680819DE6D2B97549067D05FF88


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».